Отчёт о проведении научного семинара«Применение некоторых педагогических технологий на занятиях по латинскому языку в медицинском вузе»на кафедре иностранных языков №4

Института филологии

7 июня 2024 года

7 июня 2024 года на кафедре иностранных языков № 4 Института филологии ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» состоялся научный семинар на тему: «Применение некоторых педагогических технологий на занятиях по латинскому языку в медицинском вузе». С докладом выступила Кириллова И.И.., старший преподаватель кафедры иностранных языков № 4.

На семинаре были рассмотрены и проанализированы некоторые педагогические технологии, используемые на занятиях по латинскому языку.

Существует множество определений термина «педагогические технологии». Например, В.П. Беспалько писал следующее: «Педагогические технологии – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели». Б.Т. Лихачев считал, что это «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса, который реализуется в технологическом процессе. Технологический процесс представляет собой определённую систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат». В.А. Сластенин называл педагогические технологии – «законообразной педагогической деятельностью, реализующей научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающей более высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных методиках обучения». Педагог высшей школы Ю.Г. Фокин понимал под педагогическими технологиями «синтез теоретического, прикладного и процессуального, как единство теоретических положений, прикладных положений и механизма их реализации в конкретной среде, во времени, в пространстве; как технологическая карта, предписывающая определённый технологический процесс». Исходя из вышеприведенных определений, можно сделать вывод, что педагогическая технология – это совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью преподавателя и направленных на достижение поставленных целей.

Освоение этих технологий позволяет достичь более высокого педагогического уровня. В рамках педагогических технологий, применяемых преподавателями в вузах, можно выделить различные интерактивные методы, виды и формы проведения занятий, например, дифференцированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, игровое обучение.

Для расширения возможностей по формированию познавательной активности студентов и повышения интенсивности учебного процесса при преподавании дисциплины рекомендуется использовать разнообразные формы и методы проведения занятий.

Для активизации обучения латинскому языку мы используем следующие инновационные педагогические технологии:

— проблемное обучение;

— технологию развития «критического мышления»;

— информационно-коммуникационные технологии;

— проектные методы в обучении;

— технология использования в обучении игровых методов.

Проблемное обучение способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает студентов вдумываться в сущность явлений и искать взаимосвязь между ними.

Примеры заданий:

— определение грамматических форм вне контекста, что способствует усвоению латинской парадигмы;

— поиск ошибок допущенных в тексте;

— поиск латинских дериватов в родном и иностранных языках, упражнения помогут развить навыки согласования звуковых комплексов со смыслом слов, которые возникли в одном языке и приобрели разные смысловые оттенки в других языках

Технологию развития «критического мышления» составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». На этапе «Вызова» из памяти вызываются и актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемой теме. Ситуацию вызова создаёт педагог умело заданным вопросом. На стадии «Осмысление» происходит ознакомление с новой информацией и её систематизация. Студенты получают возможность осмыслить полученную информацию, а также возможность формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. На этапе «Размышление» студенты закрепляют новые знания и включают их в новые понятия.

— метод «пометки на полях» особенно актуален при самостоятельном изучении определенных тем. Студентам предлагается выделять маркерами разных цветов уже знакомую им информацию, новую для них, оставшуюся непонятой, вызывающую дальнейший интерес. Это позволяет преподавателю удерживать обратную связь со студентами, учит обучающихся анализировать информацию, улучшает качество самостоятельной работы.

-метод «схематического конспектирования» помогает наглядно и сжато представить любую грамматическую либо фонетическую тему. Преподаватель может сам представить теоретический материал в виде схемы или предложить студентам самостоятельно выбрать и составить схематический конспект поданного материала. Например, схематически представить тему «Латинское прилагательное» (группы, подгруппы, окончания, склонение и т.д.).

— метод «мозгового штурма» помогает находить нетрадиционное решение различных задач, путем обсуждения по определенным правилам (группы должны найти как можно больше различных ошибок (грамматических, лексических, структурных) в рецепте).

Информационно-коммуникационные технологии используемые для доступа, сбора, манипуляции, презентации или сообщения информации. Информационно-коммуникационные технологии включает в себя, как технические средства, так и программные.

— использование дистанционного обучения (платформа Moodle)

— электронные тестирование

— использование онлайн ресурсов

— презентации

Проектные методы в обучении

— метод проектов учит студентов самостоятельно получать знания и решать практические задачи в процессе осуществления проекта. Это многоуровневый подход к изучению латинского языка, стимулирующий исследовательскую деятельность студентов («Медицинские термины в латинских пословицах и поговорках», «Клятва Гиппократа», «Латинский язык в повседневной жизни»).

Технология использования в обучении игровых методов

-игровой метод может использоваться как на практических занятиях, так и внеаудиторно. Например, игра-соревнование (кто больше вспомнит и верно запишет слов с определенными звуками, буквосочетаниями, терминоэлементами и т.д.), лексические игры («снежный ком» — выделение, объяснение, перевод терминоэлементов – один студент выделяет, второй – объясняет значение, третий — приводит примеры других терминов с этим терминоэлементом; «бинго» — студенты получают карточки с записанными термины, слушают толкования и закрывают названные; «пинг-понг» — быстрая работа в парах (словообразовательный элемент – перевод, пример термина – перевод на русский язык)).

Применение методов инновационных технологий позволяет расширить возможности преподавателя, а также увеличить интерес к изучаемому предмету со стороны студентов, они не заменяют полностью классических методов преподавания, но дополняют и расширяют их.

Ответственный за подготовку научного семинара ст. преподаватель И.И. Кириллова.

Презентация научный семинар

14.06.2024
top

CFUV

Перейти к верхней панели