Отчёт о методическом семинаре

28.11.2025 на кафедре иностранных языков № 4 Института филологии ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» состоялся методический семинар на тему: «Методы и приемы повышения мотивации студентов к изучению латинского языка». С докладом выступила Кириллова И.И., старший преподаватель кафедры иностранных языков № 4.

На семинаре обсуждались основные методы и приемы, применяемые преподавателем для повышения мотивации обучающихся к изучению латинского языка.

Исследователи отмечают, что для студенческого возраста характерно:

— интенсивное интеллектуальное развитие;

— рост самосознания;

— выбор жизненных ценностей;

— формирование профессиональных навыков;

— выбор последовательности действий для самореализации;

— потребность в самообразовании и рефлексии;

— преобладание сознательных мотивов поведения.

Таким образом, студенческий возраст является важным периодом для развития человека как части социума, в то время как высшее образование, во всей его предметной совокупности, оказывает огромное влияние на психику и развитие личности. При наличии благоприятных условий, за время обучения в вузе у студентов происходит развитие всех уровней психики, определяются направленность ума, т.е. формируются склад мышления.

Одним из таких благоприятных условий является использование занятиях по латинскому языку приемов и методов, повышающих мотивацию обучающихся к изучаемому предмету. Их подбор, в свою очередь, необходимо осуществлять с учетом социально-психологических и возрастных особенностей студенческого возраста и специфики их мотивации.

Мотивация включена в учебную деятельность и является неотъемлемой ее частью и может достигаться путем создания специально разработанной си- стемы упражнений (отбор учебного материала проводится с учетом профессиональной направленности вуза); позитивного отношения преподавателя к студентам (важно установить доверительные, партнерские отношения между студентами и преподавателем, педагогика сотрудничества, положительные эмоции и непринужденная атмосфера в процессе обучения облегчают усвоение студентами латинского языка); использования IT технологий в процессе обучения (На сегодняшний день обучающимся доступны специальные компьютерные программы, обучающие интернет-сайты, электронные справочные ресурсы и многочисленные форумы по изучению латинского языка. Благодаря интересу к работе с компьютером у обучающихся растет мотивация, ускоряется процесс обучения, повышается его качество, а также это позволяет обеспечить индивидуализацию обучения.); использования личностно- ориентированного подхода в процессе обучения; вовлечения студента в самостоятельную работу и проведение исследований; выбором проблемности заданий и ситуаций; тщательным подбором инструментов контроля знаний, умений и навыков; обеспечением обязательной обратной связи в системе «студент – преподаватель»; использование инновационных методик обучения латинскому языку (Они способствуют активации мыслительной деятельности студентов, актуализации их опорных знаний, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, возможности самостоятельного осмысления полученных знаний и использования их на практике. Эффективными, по нашему мнению, являются такие методы как

— метод «хранилище» помогает актуализировать уже накопленные знания, предполагает работу, как в группах, так и индивидуально. Студенты наполняют «хранилище», анатомическими, клиническими, фармацевтическими терминами, используя различные способы терминообразования.

— метод «пометки на полях» особенно актуален при самостоятельном изучении определенных тем. Студентам предлагается выделять маркерами разных цветов уже знакомую им информацию, новую для них, оставшуюся непонятой, вызывающую дальнейший интерес. Это позволяет преподавателю удерживать обратную связь со студентами, учить обучающихся анализировать информацию, улучшает качество самостоятельной работы.

-метод «схематического конспектирования» помогает наглядно и сжато представить любую грамматическую либо фонетическую тему. Преподаватель может сам представить теоретический материал в виде схемы или предложить студентам самостоятельно выбрать и составить схематический конспект поданного материала. Например, схематически представить тему «Латинское прилагательное» (группы, подгруппы, окончания, склонения и т.д.).

-метод «умственной карты» позволяет студентам наглядно, согласно их собственному восприятию, представить сложный для запоминания материал. Для составления подобной карты предлагается использовать цветные маркеры, фломастеры, краски, проявить весь свой творческий потенциал. Лучшие студенческие работы могут быть перенесены на больший формат (А1) и использоваться как наглядный материал на занятиях в других группах.

— метод «мозгового штурма» помогает находить нетрадиционное решение различных задач, путем обсуждения по определенным правилам (группы должны найти как можно больше различных ошибок (грамматических, лексических, структурных, например, в рецепте).

— метод проектов учит студентов самостоятельно получать знания и решать практические задачи в процессе осуществления проекта, что стимулирует исследовательскую деятельность студентов («Медицинские термины в латинских пословицах и поговорках», «Клятва Гиппократа», «Латинский язык в повседневной жизни» «Латинские интернационализмы», «Латинский язык в средние века»).

-игровой метод может использоваться как на практических занятиях, так и внеаудиторно. Например, игра-соревнование (кто больше вспомнит и верно запишет слов с определенными звуками, буквосочетаниями, терминоэлементами и т.д.), лексические игры («снежный ком» — выделение, объяснение, перевод терминоэлементов – один студент выделяет, второй – объясняет значение, третий — приводит примеры других терминов с этим терминоэлементом; «бинго» — студенты получают карточки с записанными термины, слушают толкования и закрывают названные; «пинг-понг» — быстрая работа в парах (словообразовательный элемент – перевод, пример термина – перевод на русский язык)).

Организация обучения студентов латинскому языку требует комплексного подхода, целостного понимания особенностей социально-психического развития студентов и способов мотивации их учебной деятельности.