С 10-го по 13-е августа 2023 года состоялся Федеральный образовательный Семинар для учителей и преподавателей национальных родных языков РФ

Федеральный образовательный Семинар для учителей и преподавателей национальных родных языков РФ

В рамках Программы «Моя Россия» по государственной программе «Реализация государственной политики», в г. Ростов-на-Дону 10-13 августа 2023 г. состоялся Федеральный образовательный Семинар для учителей и преподавателей национальных родных языков РФ. Семинар организован Федеральной национально-культурной автономией (ФНКА) греков России при поддержке Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) РФ. Участниками семинара были учителя средних учебных заведений и преподаватели высших учебных заведений РФ, включая представителей Донецкой Народной Республики – преподаватели Мариупольского государственного университета им. А.И. Куинджи, учителя школ, председатели и активисты греческих обществ Приазовья.

С приветственным словом к участникам семинара обратились духовник ФНКА греков России Олег Добринский-Григориадис, руководитель ФАДН РФ Игорь Вячеславович Баринов и президент ФНКА греков РФ Иван Игнатьевич Саввиди.

В Программу Семинара были включены 5 секций, в которых были включены доклады по общим и частным вопросам и проблематике преподавания греческого языка в регионах компактного проживания греков РФ. Модератором выступила Луиза Николаевна Мирошниченко, к.ф.н., доцент кафедры новогреческой филологии Кубанского государственного университета (г. Краснодар).

В Первой Секции выступали руководители Региональных национально-культурных автономий греков в местах компактного проживания. От Республики Крым с докладом «Греки Крыма: сохранение традиционных ценностей в рамках общероссийской гражданской идентичности» выступил председатель РНКА греков РК «Таврида» Шонус Иван Аристович.

Во Второй Секции «Преподавание греческого языка в ВУЗах РФ», с докладом «Преподавание греческого языка в КФУ имени В.И. Вернадского» выступили старший преподаватель кафедры теории языка, литературы и социолингвистики Института филологии, Лазариди Сократ Анастасович и к.ф.н., доцент кафедры ТЯЛиС Банах Лилия Сергеевна (онлайн). Я рассказал о предпосылках и важности создания кафедры греческой филологии в 1992 году, ее становления и развития, и в качестве зам. Председателя РНКА греков Крыма по вопросам образования, также коснулся общего состояния преподавания греческого языка в школах Республики Крым. Содокладчик Банах Л.С. проинформировала аудиторию о научной и международной деятельности кафедры теории языка, литературы и социолингвистики и отметила перспективы развития кафедры и Института филологии в области сотрудничества с кафедрами и аналогичными структурными подразделениями других ВУЗов Российской Федерации и зарубежья.

В Третьей Секции «Преподавание греческого языка в средних общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования РФ» от Крыма свой доклад «Преподавание новогреческого языка в условиях введения ФГОСа» представила выпускница нашей кафедры и преподаватель ЧОУ «Сад-школа-гимназия «Консоль», руководитель методического объединения учителей греческого языка в Республике Крым Ольга Павловна Таран (Георгиади).

Я выступил также и в Пятой Секции «Эффективное преподавание греческого языка – мастер-классы», где презентовал давний Проект «Звёздочки Херсонеса», который проводился непрерывно в течение 14 лет – с 2000 по 2013 гг. Основной целью Проекта было использовать потенциал местных баз отдыха для более плодотворного и успешного осуществления программ, направленных на совершенствование системы образования путем предоставления реальных возможностей получения углубленных знаний и опыта в изучении греческого языка для детей, проживающих в Крыму, а также приобщение их к культуре и истории родного края посредством знакомства с памятниками, оставленными поколениями греков на крымской земле.

Главная задача летней культурно-образовательной и оздоровительной Программы заключалась в том, чтобы восполнить ограниченное количество часов, выделяемых в школах для изучения родного языка (от 1 до 3 часов в неделю), и которое было недостаточно для полноценного и качественного изучения греческого языка, предоставив возможность детям-школьникам 10-16 лет в летний период в Детском оздоровительном центре «Омега» в Севастополе, расположенном у моря рядом с Херсонесом, углубить свои знания, как в греческом языке, так и в области литературы, истории и культуры Греции и греков диаспоры.

В условиях, когда изучение Второго иностранного языка в российских школах с 2021 года перестал является обязательным, и это закреплено в новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального и основного общего образования, и тенденция сокращения классов и падения интереса к изучению родного или иностранного языка продолжается, опыт Программы «Звёздочки Херсонеса» мог бы стать тем стимулом, который помог бы учителям и национальным общинам привлечь интерес учащихся и поднять на новый уровень образования на родных, прежде всего, языках. Это было отмечено в отзывах и комментариях участников Семинара.

По окончанию Семинара были подведены итоги и принята Резолюция, в которую были включены общие и частные вопросы преподавания греческого языка, предложения по улучшению ситуации в учебных заведениях РФ с целью повышения мотивации как для учителей, так и для учащихся. Как выяснилось в ходе обсуждения, проблемы у всех учителей приблизительно одинаковые. Есть над чем работать, как применять на практике основные положения Резолюции, как повысить интерес учащихся к родному языку, а также привлекать филэллинов, которым интересна греческая культура и язык.

28.08.2023
top

CFUV