30.01.2023 на кафедре иностранных языков № 4 Института филологии ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» состоялся методический семинар на тему: «Способы повышения мотивации обучающихся медицинского вуза к изучению латинского языка». С докладом выступила Кириллова И.И.., старший преподаватель кафедры иностранных языков № 4.
На семинаре были раскрыты основные способы повышения мотивации обучающихся медицинского вуза к изучению латинского языка, важность латинского языка для формирования профессиональной и личностной компетентности будущего специалиста.
Важной составляющей процесса подготовки специалиста-медика, является преподавание латинского языка, который является языком науки и вносит существенный вклад в формирование профессиональной компетентности студентов медицинских специальностей. Ведь латинский язык непосредственным образом связан со многими дисциплинами, изучаемыми на медицинских факультетах – анатомией, биологией, гистологией, биохимией, клиническими дисциплинами. В свою очередь, важным условием для успешного освоения соответствующей академической дисциплины является повышение мотивации обучающихся к её изучению.
В современных вузах основные задачи изучения латинского языка сводятся к следующему:
– заложить основы терминологической компетентности будущего медицинского работника;
– развить у него способность грамотно и сознательно пользоваться медицинской терминологией греко-латинского происхождения как в родной, так и в латинской орфографии.
Таким образом, особое значение приобретает поиск наиболее эффективных способов мотивации будущих специалистов к изучению данной дисциплины.
Для совершенствования мотивации обучающихся к изучению латинского языка методы должны:
— вовлекать студента в учебный процесс, стимулировать речевые и творческие способности;
— способствовать пониманию обучающимися того факта, что изучение латинского языка тесно связано с их будущей профессиональной деятельностью и интересами;
— предусматривать использование таких видов работы, которые бы раскрывали в обучающихся самостоятельность и творческий потенциал.
Все вышесказанное предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой, несмотря на то, что возможность их использования в рамках преподавания дисциплины «Латинский язык» ограничена. Это обусловлено тем, что обучение латинскому языку предполагает не обучение общению, а усвоению медицинской терминологии как базы для овладения языком профессионального общения медицинских работников. Тем не менее возможно применение следующих методов и форм практических занятий по латинскому языку:
-учебная дискуссия по конкретной проблеме, представляющая собой обмен мнений во всех его формах;
— метод «мозгового штурма» помогает находить нетрадиционное решение различных задач, путем обсуждения по определенным правилам (группы должны найти как можно больше различных ошибок (грамматических, лексических, структурных) в рецепте).
— метод проектов учит студентов самостоятельно получать знания и решать практические задачи в процессе осуществления проекта. Это многоуровневый подход к изучению латинского языка, стимулирующий исследовательскую деятельность студентов («Медицинские термины в латинских пословицах и поговорках», «Клятва Гиппократа», «Латинский язык в повседневной жизни»).
-игровой метод может использоваться как на практических занятиях, так и внеаудиторно. Например, игра-соревнование (кто больше вспомнит и верно запишет слов с определенными звуками, буквосочетаниями, терминоэлементами и т.д.), лексические игры («снежный ком» — выделение, объяснение, перевод терминоэлементов – один студент выделяет, второй – объясняет значение, третий — приводит примеры других терминов с этим терминоэлементом; «бинго» — студенты получают карточки с записанными термины, слушают толкования и закрывают названные; «пинг-понг» — быстрая работа в парах (словообразовательный элемент – перевод, пример термина – перевод на русский язык).
— творческие задания для самостоятельной работы.
При изучении раздела клинической терминологии, наряду с традицион- ными упражнениями, такими как «переведите словосочетания», «образуйте однословные термины с заданным значением» или «вычлените ТЭ, объясните их значения», можно применять ситуационные задачи:
– «У больного стойкое расширение просвета кровеносного сосуда. Какой клинический термин следует использовать в данном случае?»;
– «Лабораторный анализ показал, что у больного пониженное содержание эритроцитов в крови. Напишите клинический термин с этим значением». Задания такого вида менее формальны и приближены к практической деятельность будущего медика.
Подобные задания целесообразно проводить в малых группах, поскольку это даст возможность всем обучающимся (в том числе и стеснительным) участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия), закрепить навыки правильного написания и объяснения терминов.
Помимо медицинской терминологии, на занятиях также уделяется внимание латинским афоризмам и крылатым выражениям. Последние помогают будущим медикам лучше запоминать латинские слова.
Таким образом, в процессе преподавания латинского языка не только формируются профессиональные компетенции, но и решается задача общекультурного развития студентов.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать выводы о том, что формированию у студентов положительной мотивации к изучению латинского языка будут способствовать следующие условия:
– содействие осознанию студентами конкретных задач, для решения которых достижению им необходимо изучать латинский язык;
– создание в рамках учебных занятий по дисциплине проблемных ситуаций;
– осознание обучающимися теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.
[ngg src=»galleries» ids=»415″ display=»basic_thumbnail» thumbnail_crop=»0″]