01.12.2023 на кафедре иностранных языков № 4 Института филологии ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» состоялся методический семинар на тему: «Организация внеаудиторной деятельности по латинскому языку в медицинском вузе». С докладом выступила Кириллова И.И.., старший преподаватель кафедры иностранных языков № 4.
На семинаре были раскрыты основные условия для организации эффективной внеаудиторной работы по медицинской латыни в профессиональной подготовке будущего специалиста-врача.
Внеаудиторная работа по латинскому языку как фактор профессиональной подготовки будущего врача рассматривается в рамках системного подхода, суть которого состоит в организации внеаудиторной работы как целостной системы, включающей различные взаимосвязанные элементы.
Внеаудиторная работа со студентами трактуется и понимается разными авторами поразному. Многие исследователи, разделяя учебную нагрузку на обязательные (аудиторные) занятия и внеаудиторную работу, последнюю называют самостоятельной. По мнению И.Б. Шилиной, она способствует значительному усилению мотивации в изучении дисциплины, а также в выполнении обучающимися домашних заданий учебного и творческого характера. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, и рассматривается как работа студента над полученными от преподавателя заданиями вне расписания, но в рамках бюджета времени студента. Такую работу можно рассматривать в парадигме «среды обучения».
Внеаудиторная работа, по мнению других исследователей, называется воспитательной и ставит целью формирование у обучающихся гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.
Латынь в медицинском вузе нельзя рассматривать как иностранный язык, это специальная профессиональная дисциплина, основа для изучения других специальных предметов медицинского профиля.
Интеграция в образовательную среду внеаудиторной работы по дисциплине «Латинский язык» как фундаментальной дисциплины в медицинском вузе — становление профессиональной компетентности будущего специалиста; обучение способам приумножения знаний, форм и методов общения, самообразования и самопознания, самоконтроля и самосовершенствования; развитие умений реализовать свои потребности и способности в обществе.
Внеаудиторная работа, по нашему определению, – это организационные, профессионально-направленные, личностно-ориентированные, инновационно-деятельностные мероприятия со студентами, проводимые под руководством преподавателя в свободное от аудиторных (учебных) занятий время. Внеаудиторная и учебная работа, дополняя друг друга, постоянно совершенствуют знания студентов по латинскому языку и основам меди- цинской терминологии, способствуют развитию их творческой активности, креативности, компетентности, толерантности, повышению познавательного интереса, культурного уровня, восприимчивости к инновациям, ориентируют на научную деятельность. Методически правильно организованная внеаудиторная работа способствует повышению качества знаний, развивает интерес к медицинской латыни, формирует положительные мотивы учебно-познавательной деятельности студентов, стимулирует самостоятельную работу над латинским языком и основами медицинской терминологии, учит анализировать социально-значимые проблемы и процессы, оказывает большое воспитывающее влияние на студентов и готовит их к профессиональной и социальной деятельности.
Внеаудиторная работа по латинскому языку выполняет свою методическую функцию при условии массовости, систематичности, тесной связи с учебной работой по предмету, междисциплинарной интеграции, разнообразии форм и методов, учета интересов обучающихся и задач их профессионального становления.
Внеаудиторная работа по латинскому языку решает следующие задачи: развивает интерес, углубляет знания и совершенствует умения и навыки по латинскому языку; повышает качество учебной аудиторной и самостоятельной работы обучающихся; формирует более высокий уровень практического владения медицинской терминологией; прививает навыки личностных отношений; способствует расширению словарного запаса будущих врачей, способствует более глубокому пониманию терминов, развивает культуру речи; формирует профессиональную компетентность.