06 декабря 2023 года в 17.00 на кафедре иностранных языков №4 Института филологии в аудитории 317 по адресу бульвар Ленина 5/7, корпус 2 был проведен научный семинар на тему: «Теоретический аспект проблемы формирования межличностной толерантности студентов медицинского вуза на занятиях по иностранному языку»
На научном семинаре были рассмотрены вопросы, касающиеся формирования межличностной толерантности студентов медицинских вузов в процессе изучения иностранного языка.
Докладчиком была раскрыта сущность и структурные компоненты понятий «толерантность» и «межличностная толерантность»; проанализирована необходимость и важность развития толерантного сознания у студентов медицинских специальностей как части их профессионального мировоззрения, ввиду приоритета гуманистической направленности профессии врача.
В докладе был обобщен процесс формирования толерантности как неотъемлемого компонента профессионально-нравственного формирования студентов медицинских специальностей в высших учебных заведениях на занятиях по дисциплинам «Иностранный язык» и «Иностранный язык профессионально-ориентированный».
Было отмечено, что профессиональная направленность содержания занятий позволяет обсудить такие важные проблемы, как сущность профессии врача, роль межличностных отношений в медицинской профессии, культура общения, проблемы дискриминации в медицине и стигматизации пациентов и т. п. Помимо анатомо-физиологических, клинических и диагностических терминов, необходимых для освоения дисциплины, целесообразно знакомить студентов с Международным кодексом медицинской этики, изучать речевые паттерны, необходимые для вежливого и конструктивного диалога в больничных условиях, эвфемизмы, призванные заменить неуместные в межличностном общении слова и выражения, практиковать навыки выражения эмоционального расположения к собеседнику с помощью диалогических и полемических упражнений. Просмотр и обсуждение видеороликов и фрагментов из фильмов и сериалов о медицинских работниках показывает свою эффективность не только в развитии навыков аудирования, но и критического мышления, осмысления аспектов врачебной деятельности, проблем здравоохранения и взаимоотношений, опосредованных ситуацией общения, которые наглядно иллюстрируются в видео, затрагивая эмоциональную сферу личности. Обсуждение афоризмов и высказываний врачей также показывают релевантность на вводном или завершающем этапе занятия по иностранному языку, вызывая заинтересованность у обучающихся тем, что высказывание принадлежит непосредственно врачам. С помощью диалоговых и групповых форм занятий преподаватель не только помогает раскрыть сущность обсуждаемых явлений, но и стимулирует их осмыслению и рефлексивной оценке обучающимися, а системный и последовательный характер таких занятий способствует формированию их собственной позиции и убеждений.
В своем докладе Ю.Н. Коган подчеркнула, что помимо приоритетности изучения содержания учебного материала студентами в ходе образовательного процесса, значимым является создание и поддержание благоприятной атмосферы в учебной группе с позиции преподавателя иностранного языка не только как «предметника», но и как воспитателя-педагога.
В заключении было подытожено, что преподаватели вузов находятся в непосредственном интеллектуально-творческом, психолого-педагогическом и профессиональном взаимодействии со студенческой молодёжью. Следовательно, именно педагоги высшей школы являются образцом моральных норм общества, образа жизни и мировоззрения для будущих выпускников вузов.
Ответственная за подготовку научного семинара доц. Коган Ю.Н.