ТАМ, ГДЕ ПОСЕЛИЛАСЬ НООСФЕРА
Данный материал
любезно предоставлен
заведующим кафедрой
романской и классической
филологии
Института филологии
КФУ им. В.И. Вернаского
Храбсковой Данутой Михайловной
Сегодня – 12 марта – мы с благодарностью вспоминаем научный путь Владимира Ивановича Вернадского.
Все филологи Крымского федерального университета устремляют взор на тихий исторический кабинет директора Института филологии профессора Александра Демьяновича Петренко, расположенный в «Околофонтанном доме» по ул. Ленина, 11.
Чуть больше века назад здесь творилась научная история – В.И.Вернадский, вдохновленный строгостью профиля и блистательной непринужденностью южных кариатид, делал наброски гипотезы о ноосфере.
Здесь же в нынешнее время в рамках деятельности научной школы Социофонетики и фоностилистики профессора А.Д.Петренко разработан курс лекций «Социолингвистические основы ноосферологии», раскрывающий гуманитарные траектории ноосферной парадигмы цивилизационного развития.
***
Владимир Иванович Вернадский – годы жизни 1863-1945. «Русский и советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1912). Создатель научных школ (минералогия, геохимия) и науки биогеохимии. Один из представителей русского космизма».
«После переезда в Крым в 1919 г. В.И.Вернадский читает лекции по геохимии в Таврическом университете, а став его ректором, активно борется за сохранение университетского образования в России. В своих работах В.И.Вернадский подчеркивает, что «…существование сильного и активного центра русской культуры и мирового знания, каким бывает живой университет, является фактором огромной важности, помогающим восстановлению единого государства и устроению в нем порядка, организации нормальной жизни …»
***
Устремление к систематизации и синтезу результатов научного ‘прорыва’ ХХ в. обусловлено объективными факторами, на развитие которых В.И.Вернадский указывает в рукописи 1936–1938 гг. «Научная мысль как планетное явление».
Такими факторами являются (в 1936-1938 гг.):
− осознание единства истории человечества, как следствие Первой мировой войны;
− исследовательский интерес к ‘проблемам’, а не конкретным научным отраслям;
− социальная универсальность науки как мировоззрения, интерпретирующего ‘формальную действительность’.
На основании перечисленных факторов В.И.Вернадским формулируется гипотеза о ‘планетном’ научном мировоззрении как условии прогрессивного изменения биосферы, ее эволюции в ноосферу. «Гипотеза о ноосфере», как новой стадии развития планеты в целом, где научный разум представляет собой ‘геологическую силу’, отсутствующую в пределах биосферы, формулируется В.И.Вернадским, не будучи воспринятой современниками.
Идея о существовании «разумной оболочки Земли» зарождается в начале ХХ в. в среде ученых-энциклопедистов. Джон Мюррей определяет ее как психосферу, Эдуар Леруа и Пьер Тейяр де Шарден, вдохновленные лекциями В.И.Вернадского, предлагают термин «ноосфера». В 1938 г. В.И.Вернадский определяет ноосферу как «область проявления научной мысли и технической деятельности», ближе к 1945 г. его ноосфера – это «рациональный конгломерат человечества и природной среды». В 1990-х гг. формирование ноосферы В.И.Вернадского представляется как потенциальный результат стратегии устойчивого развития человечества. Термин официально фиксируется в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Содержание термина ноосфера раскрывается также в исследовании ученых-филологов КФУ им. В.И.Вернадского путем анализа трансформации значения древнегреческого существительного ὁ νους в античной, а затем европейской коммуникативной традиции. Концепт ноосфера в русскоязычной терминологической системе устойчиво соотнесен с понятием «разумная оболочка Земли», поскольку древнегреческое ὁ νους традиционно переводится как ‘разум’ (Александр Давидович Вейсман, Иосиф Хананович Дворецкий). Однако греческо-латинский лексикон, изданный в 1908 г. в Афинах (Α.Δ.Φεξης), указывает на следующую параллель: ὁ νους = mens ≈ intellectus, что подтверждается в этимологическом словаре древнегреческого языка 1968 года издания (P.Chantraine). При подобной интерпретации ὁ νους соотносится по значению с русским словом «рассудок», субъектом же ноосферы становится не Homo sapiens – «человек разумный», а Homo intellegens – «человек рассудочный», который, по определению Александра Гельевича Дугина, «на основании рационального подхода формулирует истины о природе окружающей его реальности». В контексте указанной дихотомии «разум/рассудок»: разум рассматривается как «способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания», а рассудок понимается как форма мышления, основанная на способности «логически обрабатывать материал познания». Подобным образом на современном этапе осмысляется идея В.И.Вернадского о единстве/неделимости мировоззренческой триады «наука – философия – религия». В.И. Вернадский изначально оговаривает, что «обязательность вывода для всех без исключения людей мы встречаем только в некоторых частях мировоззрения – в областях, доступных его методам; в областях, образующих формальную действительность, хотя бы они раньше и были охвачены религиозными или философскими концепциями».
Первичной и единственной ныне плоскостью унификации деятельности человечества, непосредственно взаимодействующего с биосферой Земли, представляется научное мировоззрение, поскольку научные истины формулируются на основании рационального подхода, а научные факты должны подчиняться причинно-следственной логике.
***
Цитируя первого и единственного Президента ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» Николая Васильевича Багрова, «во-первых, и это главное, кому как не нашему университету следует взяться за реализацию идей нашего ректора В.И.Вернадского, разработавшего теорию ноосферы, которая составляет фундамент устойчивого развития, определяющего пути будущего человеческой цивилизации».
КФУ им. В.И.Вернадского активно развивает научно-исследовательскую парадигму, которая представлена группами научных специальностей из всех областей науки.
В структуре университета взаимодействуют в области науки и образовательных траекторий Институты: Таврическая академия, Физико-технический институт, Академия биоресурсов и природопользования, Академия архитектуры и строительства, Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна; Институт биохимических технологий, экологии и фармации; ОТКЗ Медицинский институт им. С.И. Георгиевского, Институт экономики и управления, Институт филологии, а также многопрофильные научно-образовательные центры.
Научно-образовательные центры и платформы взаимодействия являются тем обязательным условием, которое необходимо для формирования ноосферного сообщества, а личностное и профессиональное становление студента становится одним из этапов формирования ноосферного мировоззрения.
Важно помнить, что будущее невозможно без устойчивых традиций, поэтому одним из аспектов развития ноосферы является преемственность поколений в науке и образовании.
С праздником, дорогие филологи!
С праздником, любимый университет!
С Днём рождения В.И.Вернадского!