Анонс проведения научного семинара «Психолингвистические основы обучения иностранным языкам» 23 мая 2022 года

23 мая 2022 года в 16.30 на кафедре иностранных языков №4 Института филологии в аудитории 143 по адресу бульвар Ленина 5/7, корпус 2 будет проведен научный семинар на тему: «Психолингвистические основы обучения иностранным языкам».

         На семинаре будут проанализированы психолингвистические основы и этапы порождения речи, предполагающих рассмотрение когнитивных процессов I и II подкласса. Учет этих процессов при обучении иноязычному речевому общению позволяет разработать более эффективную систему упражнений, т.к. каждый этап речепорождения связан с определенным когнитивным процессом.

Речевое общение на иностранном языке предполагает общение между представителями различных лингвокультурных сообществ, носителей особенностей речевого поведения в другом языке. Обучение иноязычному речевому общению дает обучающимся возможность приобщаться к иноязычной культуре, овладевать нормами коммуникативного поведения стран изучаемого языка, т.е. создает необходимые предпосылки для повышения уровня иноязычной коммуникативной компетентности будущего специалиста. В процессе речевого общения субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память − речемыслительная, модальная (волевая), эмоциональная, интенциальная (намеренческая), когнитивная (понятийная) сферы. Речевая деятельность рассматривается психолингвистами и когнитологами как сложный и важный когнитивный процесс обработки языковой информации. В современной отечественной психолингвистике сложилось несколько моделей порождения и восприятия речи (А. А. Акишина, В. Л. Дегмен, А. А. Залевская, И. А. Зимняя, О. Е. Каган, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Т. В. Рябова-Ахутина, Р. М. Фрумкина и др.). Так, А. А. Акишина, О. Е. Каган и др. в процессе речепорождения выделяют такие этапы, как: мотив→намерение→набор речевых средств→речь→конечная цель (получить ответную реплику, содержащую интересующую информацию). Когнитивные процессы при этом подразделяются на два подкласса:

I подкласс – собственно психические процессы: память, воображение, внимание, мышление (первые являются сквозными, т.к. проявляются на всех уровнях познавательной деятельности: образном и символическом);

II подкласс – моделирование, т.е. установление связей и отношений между объектами, трансформация и др.

 Для построения эффективного процесса обучения студентов иноязычному речевому общению необходимо учитывать основные психолингвистические особенности речевого общения, что предполагает рассмотрение и учет когнитивных процессов, участвующих в речепорождении.

Ответственная за подготовку научного семинара: доцент кафедры иностранных языков №4 – С.А. Логвина.

24.05.2022
top

CFUV