13 ноября 2023 года в 15.00 на кафедре иностранных языков №4 Института филологии в аудитории 325 по адресу бульвар Ленина 5/7, корпус 2 был проведен научный семинар на тему: «Текст и метатекст. Особенности метатекстуальных элементов в речевой деятельности медицинского работника».
На семинаре были рассмотрены понятия, признаки и функции текста и метатекста с точки зрения лингвистической науки с акцентом на их отличия. Также, принимая во внимание специализацию обучающихся, особое внимание было уделено коммуникативным особенностям метатекстуального характера во взаимодействии медицинского персонала с пациентами, коллегами, научным сообществом.
Так, метатекстуальные высказывания в речи врача были рассмотрены как средства заботы об адресате с теоретическим упором на Кодекс речевого поведения, предложенный Т.В. Шмелевой, выраженный в следующих положениях:
- Сообщай информацию, содержащую известное для слушателя
- Сообщай информацию, не расходящуюся с житейской логикой слушателя и его представлением об обычном ходе событий
- Не сообщай общеизвестного, банального
- Не сообщай неприятного для собеседника
- Говори точно, стремясь найти единственно верные слова
- Придерживайся одного способа ведения беседы, одного жанра
- Будь искренен и правдив
- Не будь излишне откровенен
- Не преувеличивай
- Не используй речевых средств, которые могут быть неизвестны слушателю
- Говори согласно норме и как принято
- Избегай штампов
- Выбирай номинации в соответствии с номинативными привычками: а) своими, б) слушателя, в) в соответствии с предметом речи
Также в рамках семинара был представлен ряд примеров метатекстуальных высказываний из записей речи врачей разной коммуникативной направленности: с семой «намерения» для лучшего понимания его адресатом; дополнительная оценка высказывания, когда речевое действие может быть расценено как нехарактерное; развернутая метатекстуальная метофара (характерна для научного доклада); объяснение мотивов речевых действий; оценка собственного речевого поведения; сема «необходимость», часто в деловой обстановке; конструкции, указывающие на логическую последовательность мыслей автора; средства адресации, высказывания, передающие отношение к предмету речи, эмоции автора.
Ответственная за подготовку научного семинара ст. преподаватель Т.А. Радченко