Отчет о проведении научного семинара на тему: «Патопсихолингвистика. Речевые патологии как способ объяснения речевых процессов» на кафедре иностранных языков №4 14 мая 2019 года

14 мая 2019 года в 16.00 на кафедре иностранных языков №4 Института иностранной филологии (сп) (по адресу: б-р Ленина 5/7, корпус 2, 3 этаж, ауд. № 132а) в рамках научной темы Института под руководством доктора филологических наук, профессора Александра Демьяновича Петренко, научной темы кафедры иностранных языков №4 состоялся научный семинар на тему: «Патопсихолингвистика. Речевые патологии как способ объяснения речевых процессов».

На семинаре обсудили понятие и виды речевых патологий. Патопсихолингвистика изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности. Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун и др.). В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза.) речевой недостаточности. Выделяются различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений.

К речевой патологии относятся:

1) нарушения процессов, обусловленных действием высших психических функций (при психопатиях и акцентуациях);

2) речевые нарушения, вызванные локальными поражениями мозга (моторная и сенсорная афазия);

3) речевые нарушения, связанные с дисфункцией сенсорных систем (например, речь слепых, глухих и глухонемых);

4) нарушения, связанные с умственной отсталостью;

5) нарушения речи, связанные с затруднениями в реализации моторной программы (заикание, дисфония, брадилалия, тахилалия, дислалия, ринолалия, дизартрия).

Изложенное представление о характере физиологической обусловленности речевой деятельности нашло свое отражение в современных исследованиях локальных поражений мозга, прежде всего так называемых афазий (под этим термином объединяются различные речевые расстройства, возникающие при ранениях, опухолях и других органических нарушениях отдельных участков коры больших полушарий мозга). Ведущими в этой области являются работы советского психолога А. Р. Лурия и его школы, на которые мы в дальнейшем и опираемся при характеристике основных видов афазий.

По итогам семинара принято решение продолжить изучение темы речевых патологий как способа объяснения речевых процессов.

Организатор семинара: заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент Ягенич Лариса Викторовна. Докладчик: преподаватель Томичева Ирина Валентиновна.

[ngg src=»galleries» ids=»86″ display=»basic_thumbnail»]

21.05.2019
top

CFUV