В рамках II научно-практического форума, который проводит Институт иностранной филологии Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского по теме: «Лингвокультурные пролегомены: мифология, фольклор, религия» был представлен интерактивный мастер-класс «Лингвокультурные традиции греков Крыма: обряды праздника, посвященного Св. Иоанну Предтече – Ай-Янь».
Это один из летних праздников, который можно увидеть и сегодня в селе Чернополье, праздник св. Иоанна Предтечи – Ай-Янь (У славян этот праздник называется – ИВАН КУПАЛА) празднуется ежегодно 7 июля. Все его обряды проводятся женщинами в доме, который был выбран еще год назад, на прошлом Ай-Яне. Накануне праздника, 6 июля, все девушки, незамужние и даже замужние женщины села собирают цветы, листья и веточки – все то, из чего можно приготовить неповторимый букет.
Первый букет каждая делает для себя, а другие — на имя взрослых домочадцев, для тех, кто отсутствует, в том числе и мужчин. Девушка делает такой букетик для своего любимого. Вечером все женщины приносят их к хозяйке праздника.
Последним кладется букет, посвященный Ай-Яню. Он особенный, потому, что сделан из трех колосков, соединенных золотым обручальным колечком. Иногда делают венок, как в этом случае.
После захода солнца три девочки приносят «немую»* воду, собранную из нескольких источников. Ею наполняют кадушку так, чтобы все букетики были под водой.
* Немая вода – вода, собранная в полном молчании из родников, а также по дороге за водой.
На ночь кадушку закрывают на замок и оставляют во дворе, чтоб на нее «посмотрели» луна и звезды.
Утро праздничного дня все жители проводят в храме. Затем женщины собираются в доме, где вечером оставили свои букетики.
Главными действующими лицами обряда становятся девочка 10-12 лет и одна из замужних женщин. Девочка должна быть первым ребенком в семье и иметь живых родителей. Ее одевают как невесту, в белое платье. Вместо фаты у нее кружевная накидка и венок из белых цветов.
Они садятся рядышком с кадушкой и все собравшиеся начинают петь двустишья — «манедес»:
Παρακαλώ την Παναγιά και προσκυνώ την Πόλη,
Να με χαρίσει τα κλειδιά, ν’ ανοίξω περιβόλι.
Кланяюсь Константинополю и Богородицу прошу я,
Пусть подарит мне ключи, чтобы сад открыла я.
Затем, исполнив второе двустишье:
Ανοίγουμε τον Κλήδωνα στ’ αγίου-Γιαννιού τη χάρη,
Κι όποια ’χει ριζικό καλό, σήμερα να τον πάρει.
Пророчества открываем в честь Св. Иоанна
И пусть до нас их донесет, самая достойная.
открывают кадушку, и девочка вынимает букет, посвященный Св. Иоанну. Его прикрепляют сверху покрывала к ее головке. На время обряда она становится вестницей судьбы.
Одно за другим исполняются «манедес», каждое из которых имеет особый смысл:
Ελένη μου με τρεις ελιές και με τα μαύρα μάτια,
Εβγάτε να δείτε τον Κωσταντή, που γίνεται κομμάτια
Элени моя дорогая, с тремя родинками и чёрными глазами,
Выйди, посмотри на Константина, который чахнет от любви…
Девочка во время исполнения каждого «мане» достает по одному букетику и после того, как прозвучит пророческая песня, передает его своей старшей напарнице. А та уже отдает его владелице. Двустиший существует много, поэтому каждому достается свое предсказание судьбы:
Αγάλια, αγάλια γίνεται η αγουρίδα μέλι
Και το σταφύλι ζάχαρη, και συ δικό μου ταίρι.
Постепенно медом станут ягодки неспелые,
Станет сладким виноград, а ты – моею парою.
Βασιλικόν εφύτεψα, να στρώνεις να κοιμάσαι,
Να σε χτυπά η μυρωδιά και μένα να θυμάσαι.
Базилик я посадила, чтоб на нем ты сладко спал,
Чтоб почувствовал ты запах и меня бы вспоминал.
Когда все букеты извлекаются из кадушки, начинается веселье. Все окунают свои букетики в воду и брызгают друг на друга, желая при этом счастья и благополучия. Эту воду считают лечебной, поэтому ее пьют все, кто участвует в обряде, а также берут домой для своих близких.
По окончанию обряда народ расходится, а хозяева готовят праздничный стол.
Главные действующие лица и самые уважаемые люди приглашаются за стол, вкушают, чем бог послал, пьют за здоровье всех и славят Святого Иоанна.
[nggallery id=9 template=caption]