Отчет о проведении научного семинара на тему: «Некоторые аспекты теории эвфемистической конвенции» на кафедре иностранных языков №4 15 апреля 2020 года

15 апреля 2020 г. в 16.30 на кафедре иностранных языков № 4 Института иностранной филологии (СП) «КФУ имени В.И. Вернадского» (https://vk.com/public193318967) в рамках научной темы института под руководством доктора филологических наук, профессора Александра Демьяновича Петренко, научной темы кафедры иностранных языков №4 состоится научный семинар на тему: «Некоторые аспекты теории эвфемистической конвенции».

Эвфемия являет собой гуманистическую конвенцию (с латинского «conventio» — соглашение) об изменениях, консолидированных получением полезного для индивида результата, функционирующую как система разнородных компонентов и процессов (лингвистического и экстралингвистического генеза), образующих определенную целостность.

Развивая теорию эвфемии через вектор конвенционализма, следует уточнить, что современный конвенционализм берёт начало в работах Э. Маха, П. Дюгема, по мнению которых, решение разного рода научных проблем вытекает из ранее принятых понятийных соглашений, а не является лишь непосредственным обобщением опытных данных. В наиболее явной форме  конвенционализм представлен в работах Анри Пуанкаре (http://ilib.mccme.ru/Poincare/O-nauke.htm), который считал, «основные положения (принципы, законы) научных теорий не являются ни синтетическими истинами a priori, ни отражением реальности a posteriori, а представляют собой суть соглашения, единственным абсолютным условием которых является логическая непротиворечивость» (http://ilib.mccme.ru/Poincare/O-nauke.htm). В рамках теории конвенционализма эвфемию следует понимать как конвенцию, то есть условно принятое соглашение, с помощью которых коммуниканты выбирают конкретное описание (выражение) физических явлений среди ряда различных и одинаково возможных описаний. Выбор тех или иных комбинаций из множества возможных диктуется практическими соображениями.

Эвфемия как способ реверберации философской концепции «забота о себе» в языковом поле реализовывает гуманистические базовые установки, путем холистического стремления к «защите», руководствуясь принципом «не навреди» представляет собой альтернативу нежелательной вербальную форму, приемлемую для каждой конкретной ситуации. Согласно большому количеству исследований [В.И. Жельвиса, А.М. Кацева, А.В. Кириллиной, М.Л. Ковшовой, О.В. Обвинцевой, Г. Пауля, Е.Н. Торопцевой, С. Ульмана, К.К. Шахжури и т.д.], именно сострадание и забота об эмоциональном состоянии как собеседника, так и самого Говорящего легли в основу древнего эвфемизма. Анализируя причины, побуждающие возникновение эвфемизма, ученые отметили необходимость их классификации. Наиболее полной классификацией мотивов, порождающих эвфемизм, является классификация К.К. Шахжури, который выделяет 6 классов мотивов [Шахжури 2012: с.9-15]. В основу пяти из шести мотивов легли именно базовые принципы гуманизма, и лишь в последней категории прослеживается совершенно противоположный гуманизму мотив, а именно, манипуляция.

Именно в трактовке конвенциональной сущности научного знания и проявляется новый взгляд на исследуемый феномен. Конвенциальная сущность эвфемии, по нашему мнению, может быть представлена следующими категориями:

— пангуманистическая конвенция определяющая общечеловеческие отношения между людьми, лишенные гендерных и социальных различий, влияния институтов власти и культуры — взаимодействие, основанное на врожденных (инстинктивных), свойственных природе человека качествах.  Благодаря современным открытиям (системы зеркальных нейронов) взгляд на природу и этическую ценность эвфемии изменился. Эвфемия стала осознаваться не только как литературный прием, но и как проявление глубокого фундаментального процесса, как когнитивный механизм концептуализации знаний.

К эвфемистическим элементам, обеспечивающим функционирование пангуманистической конвенции, в рамках нашей теории, относятся экстралингвистические средства выражения, которые максимально сигнализируют эвфемистическую интенцию адресанта и значение которых понятно каждому независимо от возраста и культуры. 

— социогенная конвенция, порожденная обществом интрасоциальная договоренность, имеет особое внутригрупповое значение, объективно существующее внутри устойчивой совокупности людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами.

— еще одной категорией, отображающей конвенциональную сущность эвфемии является спорадическая конвенция (греч. sporadikos — не имеющий всеобщего распространения; случайный, единичный, отдельный). Здесь речь пойдет о первичных группах, члены которых объединены связью первого типа, т.е. эмоционально окрашенной экспрессивной связью, которая обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни.

По итогам семинара принято решение продолжить изучение теории эвфемистической конвенции.

Организатор: заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент Ягенич Лариса Викторовна.  Докладчики: доцент Логвина Светлана Андреевна, старший преподаватель Сахно Екатерина Михайловна.

20.04.2020
top

CFUV