Отчет о проведении научного семинара «Текст и метатекст. Особенности метатекстуальных элементов в речевой деятельности медицинского работника» на кафедре иностранных языков №4 Института филологии 13 ноября 2023 года, ауд. 325, 2 корпус, 3 этаж ОТКЗ Медицинский институт им. С.И. Георгиевского

13 ноября 2023 года в 15.00 на кафедре иностранных языков №4 Института филологии в аудитории 325 по адресу бульвар Ленина 5/7, корпус 2 был проведен научный семинар на тему: «Текст и метатекст. Особенности метатекстуальных элементов в речевой деятельности медицинского работника».

На семинаре были рассмотрены понятия, признаки и функции текста и метатекста с точки зрения лингвистической науки с акцентом на их отличия. Также, принимая во внимание специализацию обучающихся, особое внимание было уделено коммуникативным особенностям метатекстуального характера во взаимодействии медицинского персонала с пациентами, коллегами, научным сообществом.

Так, метатекстуальные высказывания в речи врача были рассмотрены как средства заботы об адресате с теоретическим упором на Кодекс речевого поведения, предложенный Т.В. Шмелевой, выраженный в следующих положениях:

  1. Сообщай информацию, содержащую известное для слушателя
  2. Сообщай информацию, не расходящуюся с житейской логикой слушателя и его представлением об обычном ходе событий
  3. Не сообщай общеизвестного, банального
  4. Не сообщай неприятного для собеседника
  5. Говори точно, стремясь найти единственно верные слова
  6. Придерживайся одного способа ведения беседы, одного жанра
  7. Будь искренен и правдив
  8. Не будь излишне откровенен
  9. Не преувеличивай
  10. Не используй речевых средств, которые могут быть неизвестны слушателю
  11. Говори согласно норме и как принято
  12. Избегай штампов
  13. Выбирай номинации в соответствии с номинативными привычками: а) своими, б) слушателя, в) в соответствии с предметом речи

Также в рамках семинара был представлен ряд примеров метатекстуальных высказываний из записей речи врачей разной коммуникативной направленности: с семой «намерения» для лучшего понимания его адресатом; дополнительная оценка высказывания, когда речевое действие может быть расценено как нехарактерное; развернутая метатекстуальная метофара (характерна для научного доклада); объяснение мотивов речевых действий; оценка собственного речевого поведения; сема «необходимость», часто в деловой обстановке; конструкции, указывающие на логическую последовательность мыслей автора; средства адресации, высказывания, передающие отношение к предмету речи, эмоции автора.

Ответственная за подготовку научного семинара ст. преподаватель Т.А. Радченко

20.11.2023
top

CFUV