Георгиади А.А., Михненок В.А. Использование интерактивных методов для формирования навыков англоязычной устной речи в основной школе

Добрый день, уважаемые участники конгресса!

Я бы хотела представить вам результаты моего исследования, тема которого звучит следующим образом: «Использование интерактивных методов для формирования навыков англоязычной устной речи в основной школе».

Интерактивные методы обучения имеют большой потенциал, раскрытие которого способствует повышению эффективности обучения иностранным языкам в средней школе. Обоснованный отбор интерактивных методов с учетом психофизиологических возрастных особенностей позволит создать условия для коллективной работы как наиболее естественного контекста формирования коммуникативной компетенции, что приведет к повышению качества иноязычной подготовки. Многие аспекты использования интерактивных методов рассмативаются в педагогических работах, посвященных проблемам обучения иностранному языку. Вместе с тем, исследование прикладных аспектов отбора и применения интерактивных методов для организации обучения иностраннымя языкам не теряет своей актуальности.

Целью работы является анализ опыта применения интерактивных методов обучения для формирования навыков англоязычной устной речи у учащихся основной школы.

Были поставлены следующие задачи 1) уточнить сущность понятий «интерактивное обучение», «интерактивный метод»; 2) охарактеризовать специфику применения интерактивных методов с целью формирования навыков англоязычной устной речи учащихся основной школы; 3) проанализировать опыт использования интерактивных методов в формировании навыков англоязычной устной речи учащихся основной школы.

Для исследования применялись следующие методы: 1) анализ научной литературы по теме исследования; 2) педагогическое наблюдение.

Результаты исследования. Применение интерактивных методов обучения как предмет современных педагогических исследований направлено на рассмотрение его основных преимуществ, разработку критериев отбора и классификацию интерактивных методов обучения (Н. Г. Суворова, И. В. Курышева, Е. В. Коротаева, Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова, С. В. Еловская, Е. А. Круглова и др.).

В самом широком смысле интерактивные методы (от англ. interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга) рассматривают как методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой. Наталья Геннадьевна Суворова, опираясь на этимологию определения «интерактивный», полагает, что интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика; специальная форма организации познавательной деятельности, имеющая конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Ирина Владимировна Курышева, разрабатывая классификацию интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся, отмечает, что использование интерактивных методов обучения наилучшим образом создает условия для групповой работы, что способствует самореализации личности учащихся.

Таким образом, сущность интерактивного обучения состоит в обеспечении особого режима взаимодействия участников образовательного процесса, в ходе которого ученики вступают в диалог, кооперацию и сотрудничество друг с другом и с учителем. По сравнению с традиционным данное обучение характеризуется ростом активности учащихся, тогда как педагог стремится создать условия для поддержки и развития инициативы учеников.

Данные особенности интерактивных методов позволяют рассматривать их как наиболее естественные для реализации задач обучения иностранному языку в основной школе, ориентированных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Главная цель основной школы (5–9 классы) – дальнейшее развитие учебно-практической самостоятельности подростка, формирование у него способности к выбору путей дальнейшего обучения. Данный возраст (11-16 лет) характеризуется потребностью в самовоспитании и активной работой над собой. Желая понять себя и осознать свою уникальность, ребенок стремится обособиться от семейного «Мы», поддерживавшего чувство защищённости. Однако, будучи не в состоянии находиться наедине со своим «Я», в качестве «Мы» начинает воспринимать сверстников и ценить свои отношения с ними». Через дружбу усваиваются черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п.

Актуальные для использования в основной школе интерактивные методы в значительной мере связаны с использованием игр. Ролевые игры, интервью, «мозговой штурм» и дискуссии позволяют глубже раскрыть содержание, обратиться к интересующим учащихся темам и проблемам. Это мотивирует их к использованию уже изученной лексики и расширению тематического диапазона.

Обозначенные игры применялись в ходе педагогической практики на уроках английского языка в 5–9 классах согласно учебно-тематическому плану дисциплины и были направлены на формирование навыков англоязычной устной речи на завершающем этапе работы над темой, что предполагаемое владение лексическим материалом и определенными грамматическими конструкциями. Учебно-методическое обеспечение для формирования навыков англоязычной устной речи учащихся основной школы с применением методов интерактивного обучения включало аудио материалы и иллюстративный материал школьных учебников Spotlight для 5–9 классов [1; 2; 3; 4; 5]. Так, в 5 классе по материалам изученной темы «Школа. Знакомство в школе» на основе использования глагола «быть», личных местоимений и числительных учащиеся были вовлечены в ролевую игру «Знакомство с новичком». В 6 классе, изучив тему «Моя семья» и повторив притяжательные местоимения, учащиеся участвовали в реализации игры «Интервью». В 7 классе изучение темы «Жизнь в городе и загородом» на основе актуализации знаний настоящего простого и настоящего продолженного времен увенчалось дискуссией о преимуществах и недостатках жизни в городе. В 8 классе тема «Общение», сопровождавшаяся повторением форм выражения настоящего и будущего времени, завершалась дискуссией о роли общения в жизни современного человека. В 9 классе, повторив времена группы Present, подростки участвовали в организации и проведении викторины о праздниках в англоязычных странах.

Использование упражнений на основе интерактивных методов обучения обеспечивает основу для формирования коммуникативных навыков и умений учащихся, создает условия для развития таких важных социальных навыков, как критическое осмысление проблем, проявлелние уважения к собеседнику и чужому мнению, умение эффективно работать в группе, адаптироваться к новой ситуации.

Выводы. Таким образом, применение интерактивных методов в обучении английскому языку в основной школе позволяет направить учебно-воспитательный процесс на решение как узко дисциплинарных задач, так и задач подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях современного общества. При интерактивном обучении в процессе общения у учащихся формируются знания, собственное мнение о том или ином событии, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за коллективное дело; устанавливаются логические связи, которые способствуют пониманию закономерностей и идей мировосприятия. Систематическое использование учителем интерактивных методов на уроке создает благоприятные условия для формирования мотивации учебной деятельности.

Доклад (pdf)

top

CFUV

Перейти к верхней панели